ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Особенности и цели поведенческой психотерапии.В настоящее время поведенческая психотерапия – это одно из ведущих направлений современной психотерапии. В самом общем виде поведенческую психотерапию можно определить как психотерапию, центрированную на изменении поведения. Однако при изменении поведения неизбежно происходят соответствующие трансформации и в других сферах – когнитивной, эмоциональной, волевой. Поэтому ряд авторов полагает возможным считать, что данное направление основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур (С.Л. Соловьева, 2007).

Ключевым понятием в поведенческой психотерапии является «научение», под которым понимают изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки. В отличие от обучения суть которого состоит в передаче и направленной организации знаний, научение – это процесс и результат выработки навыков.

На одном конце континуума процедур поведенческой терапии находится функциональный анализ поведения, который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и отвергает все промежуточные когнитивные процессы; на другом – теория социального научения и когнитивная модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории.

В настоящее время в поведенческой психотерапии сосуществуют три основные теории научения:

· классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова;

· оперантное обусловливание, связанное с именем Б.Ф. Скиннера и его модификациями поведения;

· теория социального научения А. Бандуры.

Основной задачей поведенческой терапии является формирование наиболее эффективных навыков и умений с помощью позитивных подкреплений. Чаще всего поведенческая терапия является краткосрочной, но и терапия, длящаяся от 25 до 50 занятий, также имеет место. Возможно и более длительное лечение. Имеет место постепенное сокращение числа занятий от одного раза в неделю до одного в две недели, до одного раза в месяц и т.д. Кроме того, постепенно уменьшается активность терапевта, занятия могут быть короче, чем прежде, иногда это возможны контакты с пациентом по телефону. Психотерапевтические отношения между пациентом и психотерапевтом носят обучающий (воспитательный, образовательный) характер и могут быть определены как отношения типа «учитель–ученик».

Индивидуальная поведенческая психотерапия применяетсядля лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.

Сеанс и этапы индивидуальной поведенческой психотерапии. В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует «повестка дня», благодаря которой удается последовательно прорабатывать психотерапевтические «мишени». «Повестка дня» обычно начинается с короткого обзора опыта пациента с последнего занятия. Она включает «обратную связь» психотерапевта по поводу домашних заданий.



Затем пациента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психотерапевт сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в «повестку дня». Отрабатываются техники. По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние пациента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии (см. А.А. Александров).

К процедурам поведенческой психотерапии относятся: 1) психотерапевтический контракт; 2) поведенческий и проблемный анализ;
3) интервью; 4) домашняя работа.

Выделяют следующий этапы терапевтического процесса в индивидуальной поведенческой психотерапии:

1) определение целей терапии (выделение поведения-мишени);

2) измерение базового уровня поведения-мишени до начала терапии;

3) выявление факторов влияющих на поведение-мишень (как запускающих стимулов, так и последствий поведения-мишени)»

4) формулировка гипотезы (определение, с помощью каких поддерживающих условий можно изменить в нужном направлении поведение-мишень);

5) проверка гипотезы;

6) изменение поведения-мишени с помощью терапии.

Методы поведенческой психотерапии.Развитие методических подходов в рамках этого направления отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению:

от методов, направленных на изменение открытых форм поведения, непосредственно наблюдаемых поведенческих реакций (основанных преимущественно на классическом и оперантном обусловливании);

до методов, направленных на изменение более глубоких, закрытых психологических образований (основанных на теориях социального научения, моделирования и когнитивных подходах).

В рамках поведенческой психотерапии можно выделить три основных вида или три группы методов, непосредственно связанных с тремя типами научения:

1. Методы, основанные на классической парадигме (систематическая десенсибилизация).

Систематическая десенситизация. Метод классической систематической десенсибилизации Вольпе, направленный на редукцию или полное уничтожение симптома путем замены его релаксацией.

В самой процедуре систематической десенситизации можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенситизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).

Систематическая десенситизация может проводиться по методике, называемой фединг (затухание), при которой вместо стимуляции воображения используются слайды с изображением объекта фобии или специальные кинофильмы, содержащие сцены, вызывающие страх (например, сцены полета на самолете при фобии полетов). Клиенты оценивают систематическую десенситизацию (десенсибилизацию) как весьма приемлемую форму терапии. Такая оценка связана с тем, что они погружаются в ситуации страха только до уровня, при котором они чувствуют себя комфортно.

Систематическая десенситизация может применяться при широком круге фобий, однако есть ограничения в ее использовании. Если тревога и страх связаны с реальным дефицитом определенных навыков, охраняют человека от дезадаптивного поведения, то прежде чем приступать к систематической десенситизации, пациент должен освоить соответствующие навыки, например, при страхе знакомства. Систематическая десенситизация также оказалась эффективной для решения таких проблем, как боязнь экзамена, страх выступления перед аудиторией, социальные тревоги и страхи, сексуальные нарушения.

2. Методы, основанные на оперантной парадигме (жетонная система).

3. Методы, основанные на парадигме социального научения (используют схему «стимул–промежуточные переменные–реакция»).

Ролевая игра. Ролевая игра используется для развития навыков и преодоления комплексов. В ролевой игре, посвященной эмоционально значимой теме, актуализируются дисфункциональные когнитивные структуры. В обратной ролевой игре психотерапевт может моделировать соответствующее поведение и проявить точку зрения другого человека на сложившуюся ситуацию. Происходит обучение эмпатии. Пример. Игровое моделирование со сменой ролей.

ЛЕКЦИЯ 9


4226267515527476.html
4226303623053435.html
    PR.RU™